Добрый день. Сегодня опять про надоедливую теорию поговорим.
И затронем такие понятия как гаммы и игра гамм на гитаре ! Но начнем мы с такого понятия в музыке как лад! По науке лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, одни из которых (неустойчивые) тяготеют к другим (устойчивым). Каждый лад имеет самый устойчивый звук, к которому тяготеют остальные. Это нота, вокруг которой строится музыкальное произведение, обычно с нее начинается и заканчивается песня. Называется она тоникой лада (не путать с тоникой аккорда). Звуки, отстоящие от тоники на интервал терции и квинты, относительно устойчивы. Вместе эти три звука образуют тоническое трезвучие! Остальные звуки лада неустойчивы.
По виду тонического трезвучия и высоте основного тона определяют тональность музыкального произведения.
Что же такое тональность? Мы частенько слышим такие термины как «до мажор», «ля минор». И на вопрос, что же такое минор и мажор, ответим примерно так: «Мажор — это веселая, светлая музыка, а минор — грустная, трагическая, траурная». Но не всегда! Представьте себе русскую народную песню: «Степь да степь кругом, путь далек, лежит, в той степи глухой замерзал ямщик». Далеко не веселая песня, однако написана в мажоре! Или известная песня Тухманова: «Мой адрес — Советский Союз» — достаточно оптимистичная песня, а написана в миноре. В забугорной музыке яркими примерами являются — негритянские блюзы: часто трагические по содержанию, они очень редко исполняются в миноре.
Повторюсь по высоте основного тона и виду тонического трезвучия определяют тональность музыкального произведения. Например, основной тон — ФА и тоническое трезвучие — мажорное, следовательно, тональность — фа мажор (сокращенно Fdur). Или основной тон — СИ, тоническое трезвучие — минорное, тональность — си минор (Bmoll).
Мажор и минор относятся к понятию лада. Если сыграть все звуки лада от тоники до ее октавного повторения, то получится гамма! Обычно гамма и лад — это синонимы.
Лады могут состоять из разного количества звуков: пять (пентатоника), шесть (целотонный), семь (мажор, минор), двенадцать (хроматический). Количество ладов огромно, но для начала мы рассмотрим мажор и минор! А также рассмотрим игру гамм на гитаре.
1. Мажор
Тоническое трезвучие — мажорное, состоит из семи звуков. Строение натурального мажора, допустим до-мажор, таково:
Лад имеет радостное, светлое звучание. Кружком отмечена тоника лада. Поиграйте и послушайте звучание мажора.
2. Минор
Тоническое трезвучие — минорное, состоит из семи звуков. Строение натурального ля-минора таково:
Заметим, что в этих гаммах одни и те же звуки, отличаются только точки отсчета — разные тоники. Говорят что гаммы в данном случае — параллельные. Тоника мажорной гаммы выше тоники параллельной минорной на малую терцию. То есть, выучив одну гамму, допустим, ре-мажор, мы сразу знаем две: ре-мажор и си-минор!
Для начала достаточно про гаммы трепаться! Решил разбить статью на пару частей. Попробуйте построить минорную и мажорные гаммы от других нот, попробуйте играть гаммы на гитаре , найдите другие аппликатуры на гитарном грифе! Будет очень полезно. В следующей части рассмотрим еще несколько гамм, используемых гитаристами! Обязательно подпишитесь на обновления блога.
Всего хорошего!
Источник: pro-gitaru.ru