Здравствуйте. Снова я возвращаюсь к теории, и сегодня мы рассмотрим музыкальные ритм и метр . Это достаточно важные понятия для любого музыканта! 1. Про метр
Когда мы слушаем музыку — всегда возникает желание похлопать рукой или потопать ногой в такт ее ритма. При этом внутри нас происходит определенный счет — мы отсчитываем равные доли, например:
РАЗ-два-три-четыре, РАЗ-два-три-четыре…
РАЗ-два-три, РАЗ-два-три… (в ритме вальса)
РАЗ-два, РАЗ-два…
При этом на долу «РАЗ» приходится акцент, иногда в нотах обозначаемый символом: >. Называется этот акцент сильной долей! Остальные доли — слабые! Их чередование образует музыкальный метр — определенный «пульс» музыкального произведения. Итак, метр — это чередование сильных и слабых долей во времени. Чередование это определяется темпом, то есть скоростью смены сильных и слабых долей. Попробуем записать метр (так записывается ритмический рисунок — на нем отмечаются только длительности нот, высота нот не отражается):
Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. В нотной записи мы разделяем такты вертикальной чертой.
Чтобы освоить чувство метра необходимо: включить метроном в выбранном темпе, выбрать для себя сильную долю в этом темпе. Затем, когда вы внутренне сольетесь с метром, попробуйте выключить метроном, продолжая внутренне оставаться в этом ритме. Затем, снова включите метроном и почувствуйте — совпадает ли ваш метр с темпом метронома. Со временем вы будете держать любой метр, и не разгоняться или тормозить при игре на гитаре отдельных песен и композиций.
2. Ощущение музыкального ритма
Замечали вы, наверное, в нотной записи, что в начале любого произведения пишется какая-то дробь: 4/4, ¾… Дробь эта определяет размер каждого такта.
Грубо говоря, для данного варианта: 4/4 — означает, что в каждом такте у нас четыре доли (допустим, четыре удара ногой), при этом длительность каждой равна длительности четвертной ноты (про длительности нот читаем здесь: нотное письмо)! Размер 4/4 — это самый ходовой в современной музыке размер!
По науке метрический размер можно поделить на два состояния: четное устойчивое (2/4, 4/4, 8/8 и т.д.) и неустойчивое нечетное (3/2, ¾, 5/4, 9/8 и т.д.).
Если с четным размером все понятно и чувство его приходит достаточно быстро. То с нечетным размером все несколько усложняется. Попробуйте выполнить следующее упражнение. В среднем темпе левой рукой хлопайте по левому колену, а правой по правому — одновременно. Теперь продолжая отстукивать левой рукой в прежнем темпе, а правой дробите это деление сначала на два, потом на четыре! Думаю, четный размер у вас получился! А теперь в этом же темпе попробуем нечетное деление! Пусть теперь на два удара левой рукой, будет приходиться три правой? А если не три, а пять? Семь? Сложно… Ощущение таких сложных размеров дело конечно полезное, но для освоения потребуется время. Однако в большинстве уроков мы будем пользоваться четными размерами, поэтому необязательно себя мучить этими асинхронными упражнениями.
3. Произвольное деление нот
Итак, мы усвоили, что в музыке постоянно идет чередование сильных и слабых долей, количество, и длительность которых образуют ритм! В серии потов — нотное письмо — мы познакомились с основными видами деления длительностей нот и пауз. Однако помимо них существует произвольное деление. Рассмотрим основные фигуры, наиболее часто встречающиеся в популярной музыке:
- Триоль — ритмическая фигура, при которой основная длительность (обычно четвертная нота) делится на три равные части:
- Секстоль — длительность ноты делится на шесть частей:
4. Итог
В конце давайте проделаем несколько упражнений для закрепления ощущения ритма и метра . Упражнения будут в размере 4/4, ногой отстукивайте метр (в данном случае раз-два-три-четыре), а рукой или руками хлопайте ритмический рисунок (в соответствии с длительностью нот).
Попробуйте сами простучать эти ритмические фигуры, а после послушайте аудио файлы каждого упражнения:
Аудио 1
Аудио 2
Аудио 3
Аудио 4
Аудио 5
Аудио 6
Аудио 7
Можете пофантазировать и придумать свои рисунки и простучать их. Сначала возможно будет сложно, но со временем вы будете с легкостью считывать ритмику с листа. Так что побыть немножко барабанщиком и для гитариста полезно! Если вам понравилась статья — подписываетесь на обновления блога и получайте свежие посты на почту!
Пока…
Источник: pro-gitaru.ru