Мануэль де Фалья

МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ

(Manuel de Falla)

род. в Кадисе (Испания) 23 ноября 1876 года;

ум. в Альта Грасия (Аргентина) 14 ноября 1946 года.

  Его по праву можно назвать одним из крупнейших испанских композиторов XX века.  В 1905 году он получил премию Академии Изящных искусств за знаменитую оперу «La vida breve» («Жизнь коротка»).  С 1907 по 1914 г. композитор жил и работал в Париже. Де Фалья дружил с Клодом Дебюсси (1862-1918). В 1914 году де Фалья вернулся в Испанию, где написал свои самые значительные сочинения: Кукольная опера «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919), сюита («симфонические впечатления») «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, и др. В 1939 году эмигрировал в Аргентину.

  Пьеса Мануэля де Фальи для гитары «Памяти Дебюсси» («Homenaje» – Le Tombeau de Debussy) была впервые издана во французском музыкальном журнале Revue Musicale. Композитор написал это сочинение для Анри Прюньера (1886-1942), возродившего журнал. Прюньер обратился к де Фалье через год после смерти Дебюсси с просьбой написать для журнала статью памяти великого французского импрессиониста. Де Фалья решил, что для журнала необходимо написать пьесу для гитары, и в декабре 1920 года вышел новый номер журнала Revue Musicale, целиком посвящённый памяти Клода Дебюсси, и содержащий помимо пьесы де Фальи ещё 8 произведений, написанных такими композиторами, как Морис Равель (1875-1937), Игорь Стравинский (1882-1971), Бела Барток (1881-1945) и др.

  Написав «Homenaje», де Фалья тем самым помимо просьбы Прюньера и дани памяти своего друга ещё исполнил и просьбу известного испанского гитариста Мигеля Льобета. Льобет, лучший ученик Франсиско Тарреги, несколько лет просил де Фалью сочинить для гитары. Интересно, что в своё время гитарист отговаривал писать для гитары Мориса Равеля и Клода Дебюсси, возможно полагая, что гитарная музыка лучше может получиться у испанцев…

  Дебюсси и сам хотел написать что-нибудь для гитары, но не решался и даже предлагал это сделать де Фалье. И вот, после смерти друга, испанский композитор, помнивший, как сильно вдохновляла Дебюсси гитара, посвящает ему свою  гитарную пьесу.

  Де Фалья предполагал продолжить сочинять для гитары вплоть до концерта для гитары с оркестром. Однако эти планы так и не осуществились и «Памяти Дебюсси» осталась единственной написанной для гитары пьесой Мануэля де Фальи.

  Это небольшое сочинение, которое представляет собой траурное шествие в ритме хабанеры. В самом конце пьесы де Фалья приводит короткую цитату из «Вечера в Гренаде» («La Soiree dans Grenade») – второй пьесы известнейшего фортепианного цикла Клода Дебюсси «Эстампы» («Estampes»).

 

По материалам магистерской диссертации Юлии Лонской «Гитара в творчестве значительных композиторов XX века»,

Минск, 2005 г.

 

Другие фото Мануэля де Фальи

 

 

 

 

Источник: queenguitar.by

Ссылка на основную публикацию