Закончим статью про лады и гаммы. С первой частью можно ознакомиться в этом посте: игра гамм на гитаре. Мы рассмотрели два основных лада в музыке — мажорную и минорную гамму. Сегодня поговорим еще о нескольких ладах — это ионийский лад , лидийский и другие.
Появившись еще в христианских песнопениях и гимнах, лады были предшественниками современной системы мажорно-минорных тональностей. Около 400 лет назад система ладов стала уходить в тень, но окончательно отказаться от нее не удалось. В современной музыке лады используются вновь, но уже в рамках существующей системы гамм. Носят лады свои первоначальные греческие названия.
Ниже представлены лады, которые можно получить из ДО-мажорной гаммы. Посмотрите внимательно, что каждый из ладов содержит одни и те же ноты — меняются только тоники! Красным отмечено начало и конец лада.
Чтобы сравнить звучание ладов построим их от одной ноты, допустим от ноты соль (G). В файле табулатуры для программы GP6, вы можете прослушать, как звучат каждый из ладов, либо просто поиграйте их на гитаре. Попробуйте прочувствовать настроение, свойственное каждому отдельному ладу. Приглядитесь к ионийскому ладу и эолийскому, мы уже о них говорили.
Скачать файл табулатуры можно здесь — ЛАДЫ. Попробуйте построить понравившиеся вам лады от других нот. Во второй табличке над аппликатурой ладов приведены интервалы между нотами для лучшего запоминания гамм. Цветами отмечено — мажорное или минорное трезвучие лежит в основе того или иного лада (красный естественно — минор).
По теории на сегодня все, к гаммам я думаю, мы еще вернемся — эта тема неисчерпаема. Будут вопросы — пишите — разберемся. Ну и, конечно же, подпишитесь на обновления блога, и получайте свежие посты на почту. Всего доброго!
Источник: pro-gitaru.ru