Учимся работать с Guitar Pro

В сегодняшней статье мы начнем учиться использовать GuitarPro(GP). Вообще, я использую GP в двух случаях:

  • Когда у меня есть произведение в нотной форме и я хочу услышать приблизительно, как оно должно звучать.
  • Когда я придумал какую-то мелодию и мне нужно ее записать, чтобы не забыть.

Кроме того, записав новую мелодию или рифф, я сразу могу прописать бас-гитару и партию ударных.

Сразу хочу вас предупредить, что не в коем случае не играйте точь-в-точь, как GP! В музыку нужно вкладывать свои чувства и эмоции, играя одно и то же произведение каждый раз по разному – со своими акцентами и интерпритацией ритма и темпа. GP нужен лишь для удобства записи и использования табулатуры.

Лучше всего учиться на практике и, поэтому я возьму музыкальное произведение в нотной форме и буду пошагово обьяснять, как его перенести в GP. В качестве примера я возьму произведение Пола Дэсмонда Take Five (по ссылке скачаете архив).

Подготовка файла

Как видите это несложное произведение на две гитары. Начнем с внесения данных о названии композиции, авторе, темпа композиции.

Для внесения информации о композиции нажмите F5. Откроется диалоговое окно следующего вида. В поле название пишем «Take Five», а в поле музыка – Paul Desmand. Нажимаем Ок. Для того, чтобы увидеть изменения нужно переключиться в «страничный вид» (меню «Вид»).

Надпись «Moderato» над первым тактом обозначает темп произведения. Очень часто вместе со словесным описанием темпа пишут конкретный темп – количество нот в минуту (как правило используют четвертые ноты). Для изменения темпа композиции в GP нужно зайти в меню «Звук» и выбрать. Откроется окно «Темп», где можно задать словесное обозначение для темпа (выбрать из списка или самому написать название) и количество четвертых нот в минуту.

Размер

Разберемся теперь с нотным станом в GP. Наше произведения, которое взято для примера, написано в размере 5/4 (пять четвертых). А по умолчанию у нас в GP такты имеют размер 4/4. Чтобы изменить размер – запускаем меню «Такт -> Размер…». Откроется окно «Размер», где из двух выпадающих списков можно выбрать количество долей в такте и их размер – собственно это и есть определение понятия Размер.

Также прошу обратить внимание на галочку «До конца». Ее нужно поставить, поскольку у нас все произведение в этом размере. Если эту галку не поставить, то размер изменится только для активного такта (такт, в котором находится желтый квадратик) или выбранных тактов. Когда вы меняете размер последнего такта и не ставите галку «До конца», последующие новые такты будут этого же размера. Но о тактах более подробно мы попозже поговорим.

Знаки при ключе

Как видно из нотной записи, произведение написано в тональности с одним диезом. Может кто-то не в курсе, я поясню для чего возле скрипичного (и не только) ключа ставятся диезы или бемоли. Дело в том, что лишь в тональностях Ля минор и До мажор все ноты имеют «чистый вид», т. е. нету диезов и бемолей. Если же мы имеем дело с тональностью, например, Соль мажор, то у нас появляется нота Фа-диез и на протяжении всей композиции нам нужно будет дорисовывать этот диез у всех нот Фа. Вот как раз, чтобы этого не делать и придумали писать один раз диез возле ключа.

Перед нами стоит задача поставить этот диез. Для этого откроем «Такт -> Знаки при ключе…». Откроется диалоговое окно «Знаки при ключе». Из выпадающего списка выбираем тональность с одним диезом. Тут также есть галка «До конца», которую нужно включить.

Подготовка дорожки

Из нотной записи мы видим, что у нас присутствуют две партии – соло и ритм. В GP всегда есть хотя бы одна дорожка (нельзя удалить все дорожки). Добавим вторую – заходим в меню «Дорожка» и выбираем пункт «Добавить…». В открывшемся окне Тип дорожки выбираем «Инструмент», а Позицию – «Последняя». Нажимаем Ок. Создастся новая дорожка и откроется окно «Свойства дорожки». Здесь можно выбрать строй гитары, количество струн и ладов, указать наличие каподастра, включить эмуляцию 12-струнной гитары и многое другое. Пока что нас интересует название дорожки. Вписываем в поле названия дорожки «Ритм» и нажимаем Ок. Чтобы открыть в следующий раз свойства дорожки, нажмите на ее названии левой кнопкой мыши. Для первой дорожки задайте имя «Соло».

По умолчанию инструментом для воспроизведения новой дорожки является акустическая гитара с металлическими струнами (25 – Acoustic Guitar(steel)). Для партии соло можно оставить и этот инструмент, но для ритма мне больше нравится использовать гитару с нейлоновыми струнами. Кликаем один раз по названии инструмента (поле «Инструмент» в секции дорожек). В открывшемся окне выбираем пункт 24 – Acoustic Guitar (nylon). Теперь самое время поработать с нотами.

Паузы

В первом такте у нас тишина. Хоть размер и 5/4, но в нотной записи стоит всего одна пауза, которая соответствует 4/4 (целая нота). Эту проблему легко решаем – поставим к целой паузе еще одну четвертую. Чтобы поставить паузу, нужно нажать клавишу R в английской раскладке. По умолчанию длительность вводимой ноты в GP – четвертая. Для изменения длительности можно выбирать из списка на панели задач, но лично мне удобней это делать при помощи клавиатуры. Итак, чтобы увеличить длительность вводимой ноты нужно нажать клавишу «+» на дополнительной клавиатуре (NumLock). Соответственно для уменьшения клавишу «-». Во время ввода внизу окна слева есть подсказка какую длительность такта мы заполнили и сколько всего у нас в распоряжении (). Если мы поставим целую паузу и перейдем в следующий такт, первый такт подсветиться красным цветом. Это означает, что он незавершенный или переполненный. И действительно внизу слева мы видим надпись 4, 000:5, 000. Нужно еще поставить одну четвертую паузу. После завершения этого такта нажимаем стрелку вправо на клавиатуре – создается новый такт, где вводимая длительность нот соответствует последней ноте предыдущего такта.

Ноты

После того, как мы разобрались с паузами, перейдем к нотам. Начнем разбирать ритмовую партию. Во втором такте видим первую ноту – ноту Ми. Кликаем на нотном стане, там появится желтый квадрат. Переместите его стрелками на клавиатуре на первую линию стана и нажмите Enter. Появится восьмая нота (если другой длительности – поменяйте ее клавишами +/- на NumLock’е) и на табулатурной сетке появится число 2 на четвертой струне, подсвеченная серым квадратом. С одиночными нотами все предельно просто. Дальше идет Ми-минорное трезвучие. Запомните главный принцип: при вводе одновременно звучащих нот, начинать нужно сверху вниз. Итак, начнем с ноты Соль – появится 3 на первой струне табы, и так далее… Думаю разобраться будет не трудно.

Ради эксперимента давайте вводить ноты снизу вверх. У меня получилась такая аппликатура: Этот метод ввода табулатуры хоть и очень прост, но содержит ряд недостатков. Во-первых могут возникнуть проблемы с правильным отображением диезов и бемолей (о них мы подробно поговорим в следующих статьях), а во-вторых я предпочитаю сам определять табулатуру для тренировки чтения нот с листа. Ведь GP не всегда под рукой, а зная как строится табулатура, я могу быстренько ее начертить от руки. По началу, конечно, это будет напряжным, но в конечном итоге даст свободу в общении с нотной записью.

Ссылка на основную публикацию