Искусство игры на гитаре в стиле Django Reinhardt

John Jorgenson имеет весьма эклектичное ре-зю-ме.  Массы знают его как гитариста с львиной гривой из группы Элтона Джона, но он еще и сессионный музыкант, записывающийся не только на гитаре, но и на мандолине, pedal steel гитаре, саксофоне для таких супербупер мега-звезд, как Барбра Стрейзанд, Марти Стюарт, Боб Сигер и Бонни Райт.  Постоянные поклонники знают, что Jorgenson основал группу Hellecasters с другими такими же безбашенными музыкантами  — Уилл Рэй и Джерри Донахью.

И некоторые вспомнят Jorgenson по его деятельности в Desert Rose Band, которые намолотили десятки хитов. Но задолго до этих событий, Джон играл цыганский джаз на шестиструнном Selmer в the LA-based Rhythm Brothers. На протяжении более двух десятилетий он продолжал оттачивать свое мастерство в стиле Django Reinhardt и заработал таким образом репутацию в Европе, как один из немногих американцев, которые могут по-настоящему играть джаз мануш.

«Если Вы хотите изучать музыку Джанго, вы должны начать с Minor Swing — это Proud Mary цыганского джаза. Она имеет 16-тактовую прогрессию, которая разделена на две 8-тактовые секции. (Ex. 1). В этом стиле музыки все минорные аккорды играются как секстаккорды (m=m6). Это сразу же вам даст горячий саунд. В тональности ля минор АМ6 является Im, Dm6 -IVm и E7 является V.  Вместо того, чтоб играть четыре звука аккорда, попробуйте убрать верхний голос и получите звуки только 6, 4, 3 струн, как показано на Ex.  2а. Вы видите схожесть фигур аккорда m6 и доминантсептаккода?»

Когда вы анализируете гармонию примера Ex. 2а, то становится понятно, почему эти аккорды являются взаимозаменяемыми. Возьмите к примеру Аm6: четыре ноты (A, F #, C, E от низких к высоким) представляют собой  тонику, 6, b3, и 5. Уберите верхнюю ноту, и мы  останемся с тоникой, 6 и b3. Два наиболее значительных тона аккорда являются b3 (который дает минорное звучание) и 6 (которая дает гармонии свой звуковой окрас). Тот же принцип относится и к Dm6.

В E7 (B, G #, D, E) аккордовые тона разные, но суть остается той же. Четыре ноты дают 5, 3, b7 и тонику. Убираем верхнюю ноту и имеем 5, 3 и b7. На этот раз, два самых значительных тона это: 3 (которая дает аккорду его мажорное звучание), и b7 (который придает доминантовый окрас). Вместе 3 и b7 создают тритоновый интервал, который определяет доминантовый-7-й аккорд.

«Все становится веселее, когда вы начинаете использовать проходящие аккорды» — говорит Джон и продолжает: «Играя Bb7 и F7 в тактах 14 и 16″ Minor Swing «, вы создаете полутоновое движение, которое создает напряжение и разрешение. Для еще большей красочности используйте уменьшенные септаккорды как ступеньки при движении из Im к IVm или от IVm к V. » Примеры 2b и 2с показывают, как четырех и трех нотные варианты аппликатур этих проходящих аккордов. Взгляните: Bb7 (Bb, Ab, D, F) тоника, b7, 3 и 5. Уберем верхнюю 5 и останется тоника, b7 и 3. Эта урезанная аппликатура до сих пор содержит необходимые составляющие доминантсептаккорда — b7 и 3. Чтобы получить F7 надо  просто сместить аккорд E7 на лад вверх. Три уменьшенных септаккорда — Bdim7, Cdim7 и C # dim7 содержат ту же четырех-нотную структуру: тоника, 6 (технически говоря bb7), b3 и b5. Когда уберем верхний тон — b5 — мы потеряем одну ноту, которая определяет звучание уменьшенного аккорда. Но ради удобства исполнения при быстрой смене проходящих аккордов в быстрых темпах эта вольность допускается.  Вы можете прийти к Dm6 хроматически с этими урезанными уменьшенными аккордами — говорит Jorgenson и играет  Ex. 3a: — Сохраняйте четкий ритм  и играйте АМ6 и Dm6 стаккато. Обратите внимание, что вы используете одну аппликатуру для всех пяти аккордов. В этом прелесть этого способа обыгрывания гармонии. Он универсален. Вы можете также спуститься хроматически от Dm6 к E7 при помощи этих уменьшенных аккордов [играет Ex. 3b] «.

Сила арпеджио

Когда дело доходит до импровизации одноголосыми линиями, вы должны знать ваши арпеджио.  «Они имеют решающее значение для цыганского джаза», говорится Jorgenson. «Например, давайте попробуем фразу на AM6, первый аккорд в «Minor Swing»[играет Ex. 4а]. На второй струне можно заметить хроматический момент, но в своей основе фраза строится непосредственно от АМ6 — арпеджио (A, C, E, и F #). Для аутентичного звука, используйте быстрое, певучее вибрато. Для Dm6-IVM — я мог бы сделать что-то вроде этого [играет Ex. 4b]. Основа — это арпеджио аккорда  Dm -D, F и A плюс проходящие тона  E и Eb, 9 и b9 ступени, соответственно. Опять  получаем некоторое хроматическое движение «. Давайте рассмотрим поближе. В примере на АМ6 (Ex. 4а) хроматизм: 5-#5-6 (EFF #); на Dm6 (Ex. 4b) — это 9-b9-I(E-Eb-D). Для удобства, мы комбинации этих движений распишем для трех пальцев. Поскольку Django в полной мере мог использовать только 1 и 2-пальцы, он, как правило, скользил пальцем вверх или вниз по грифу для создания хроматической движения. Нет необходимости играть фразы ala Django только  двумя пальцами, но это поможет вам расшифровать его уникальное видение грифа и построение его фраз.

«Это особенно верно в отношении арпеджио,» — развивает мысль Jorgenson. «Когда я снимаю фразу на записях Джанго, я стараюсь определить, где я могу играть двумя пальцами, потому что тогда более вероятно, что я использую именно его аппликатуру. Есть много вариантов, какими пальцами сыграть эту фразу в E7, например, [Ex играет. 4c], но эта модель отлично подходит. В принципе, у нас есть арпеджио E7 [E, G #, B, D или 1, 3, 5, b7], расширенное за счет четырех украшающих звуков [Bb, C #, D #, F #, или b5, 6, 7, 9]. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, как ноты кажется падают парами. Это отличительная черта двухпальцевого стиля Django при игре одноголосых линий, и это дает вам действительно сильный, ровный звук».

Чтобы фразы на основе арпеджио плотно прилегали к основной гармонии, заканчивать их надо аккордовым тоном,  как в примерах 5а и 5б.

«В обоих случаях мы начинаем с диссонирующей b5″, говорит Jorgenson «, но последняя нота остается внутри аккорда E7, звучащего в данный момент. Заметим, однако, что мы не нацелены на тонику. Квинта 5ст. или терция 3ст. [B или G #] предлагают не столь  явное разрешение. В этой фразе[играет Ex. 5c], аккордовый тон выступает в качестве окончательной ноты. Начинаем с малой септимы (ре), и идем в терцию на две октавы ниже. Django любил играть b5 в 6  — это одно из  ключевых движений в его фразах». 

Стратегия уменьшенных арпеджио

«Уменьшенные аккорды и фразы на их основе играют важнейшую роль в цыганском джазе. Скажем у вас есть смена аккордов E7-АМ6″, Jorgenson детализирует. «Это V-Im каденция. Чтобы создать напряженность, прежде чем отправиться в Im, попробуйте арпеджио уменьшенного аккорда тоника которого расположена на пол тона выше V7. В этой фразе[играет Ex. 6а], мы начнем E7 арпеджио с ноты ре-диез(вводный тон), а затем катимся через Fdim — арпеджио, и приходим в тонику аккорда  АМ6.» Зловещее предупреждение из теории: ноты в Fdim — F, Ab и Cb (1, b3 и b5). Чтобы уменьшить возникновение недоразумений в этом примере и сделать его более удобным для чтения, мы написали  b3 и b5 энгармонически как G # и B.  «Уменьшенные септаккорды скользкие», признает Jorgenson. «Любая нота  может функционировать в качестве тоники, это зависит от того, где вы начинаете играть. Как в этой V-Im фразе[играет Ex. 6b] проще анализировать восходящее арпеджио как G # dim7 [G #, B, D, F или 1,  b3, b5, b7] просто потому, что мы начали с G#. Концептуально, представьте, что вы начинаете играть от терции аккорда E7. Этот подход работает для любой V-Im каденции «.

Фразы Йоргенсона подымаются и опадают как волны.  «Что идет вверх, должно спуститься», говорит он, играя следующие три V-Im примера, каждый из которых поднимается по E7 и спускается по Ам6. «Пусть эти фразы начинаются одинаково с  G# dim7 арпеджио, они разнятся в своих окончаний. Вы можете придти в тонику АМ6 в [Ex. 7а], или b3 [Ex. 7b], или 6 [Ex. 7c]. Такой подход позволяет получить много фраз  основанных на этом паттерне «.

Фенечки и прибамбасы

«Украшения — это еще один путь для создания разнообразия.»  объясняет Jorgenson. «Сравните обыгрывание ноты До[играет Ex. 8а] или триоль воьмыми [играет Ex. 8б], или эта фраза [играет Ex. 8c]. Они идентичны в каждом случае, но разные по ритму и акцентам. Вы можете крутить одну фразу по 2-3 раза, применяя лишь различные украшения.»

Для иллюстрации Jorgenson играет Ex. 9а.

Ex. 9b еще одна фраза на Dm6, которая может быть сыграна разными вариантами. «Вы можете сыграть ее и тремя пальцами, но если сделаете тоже самое двумя, получите звук близкий к Джанго. Иногда он мог играть хроматическую секцию и одним пальцем. В этой фразе на оборот Im-IVm [plays Ex. 10a] я используюI один палец в нисходящем хроматическом движении к терции аккорда Dm6 [нота F]. То же самое можно делать в восходящем движении [ Ex. 10b]. Движемся от терции аккорда E7’s [G#] к терции аккорда Am6 [C]  во фразе на V-Im.»

Опевая аккордовые тона

Время от времени, Django создавал хроматический колорит в своих фразах, приходя к аккордовому тону от соседних нот. Техника опевания.

«Скажем, вы делаете переход между E7 и АМ6″, говорит Jorgenson, играя Ex. 11а «, и вы хотите, чтобы целевая нота E — 5 ступень в аккорде AM6 — пришлась на первую долю. Тогда на последнюю долю первого такта мы играем F и Eb, которые, лежат, соответственно, на пол тона выше и ниже целевой ноты.  Это создает напряженность в аккорде E7, который вы обыгрываете, чтобы разрешить его в АМ6.

«Или попробуйте эту линию [играет Ex. 11б]. Мы снова с помощью F и Eb приходим к целевой E, но на этот раз, она выступает как тоника аккорда E7. Достоинством этих полутоновых обыгрываний является то, что вы сможете сохранить простоту арпеджио-ориентированной техники, но имея при этом джазовое звучание.

«Вы получите такой же эффект, обыгрывая смену аккордов  bII-Im в 14 и 15 тактах [Ex» Minor Swing «. 12а]. После фразы по E7 с нисходящим G # dim7 арпеджио,  простое арпеджио аккорда Bb7 с разрешением в тонику аккорда АМ6. Два аккордовых тона Bb7: Bb и Ab расположены на пол тона от нашей целевой ноты A «. Как пример, Jorgenson играет Ex. 12b, которая включает в себя арпеджио Fdim7 поверх E7 (такт1) и переходит в bII-Im ( Bb7-АМ6) к опевающей технике (такт 2).

Больше Jazz Manouche 

«Цыганский джаз имеет огромный интерес в Европе», говорит Jorgenson. «Стиль действительно жив и развивается, особенно в Голландии, Бельгии, Франции и Германии. Когда я впервые начал играть эту музыку 20 лет назад, трудно было найти информацию о нем здесь, в Соединенных Штатах. Но сегодня, интерес быстро растет, отчасти из-за Интернета и чатов. Вы можете заказать практически любой европейский альб-ом цыганского джаза из Интернета, а многие американские города имеют свои собственные «Hot Club» бэнды по образцу Django’s Quintet of the Hot Club of France.. «Знаменосцем техники мануш является Stochelo Розенберг. Angelo Debarre это еще один отличный игрок, и Бирели Лагрин задал жару, когда ему было всего 10 лет. Он обладает феноменальным мастерством цыганского джазового гитариста. Джимми Розенберг  — молодой с потрясающим чувством свинга, очень нравится Romane. Он раздвигает границы, смешивая самбу и боссу с цыганским джазом. Сейчас прекрасное время для изучения Django и цыганского джаза. Вы найдете музыку, которая предлагает идеи и методы, чтобы вдохновлять вас в течение многих лет «.

Перевод этой статьи. Там где использовался труднопереводимый сленг некоторые моменты пропущены. Но, надеюсь, без потери качества для содержания. Также перевод не всегда блещет литературными достоинствами; из-за обилия текста, где-то могут встречаться несуразности. Если Вы заметите такую, просьба отписать в комментарии. Также, если возникнут вопросы по теме статьи, прошу отписывать.

Ссылка на основную публикацию